О необходимости упаковки в жизни человека, деятельности производственных компаний и коммерческих предприятий известно всем: руководителям промышленных концернов, торговых центров и обычным потребителям. За рубежом, где рынок упаковочной продукции перенасыщен множеством предложений одинаковых по качеству изделий, предприниматели даже перестали замечать, что именно качественная упаковка является важным звеном продаж любых товаров — это само собой разумеется. Однако многие российские бизнесмены упаковку для товара до сих пор подбирают по минимальной цене. Отдельно следует отметить, что зачастую в России при производстве упаковочной продукции используются недорогие материалы и устаревшее оборудование. Это происходит из–за недостатка у российских производителей материальных и технических средств. К сожалению, многие потребители упаковки до сих пор не понимают ее значимость как маркетингового инструмента для эффективного продвижения своей продукции.
Анализ современного российского рынка производства упаковки за последние два года свидетельствует о изменении ранее сложившейся ситуации. За последнее время успешно внедряются в разработку и производство упаковки новые изобретения, происходит плавный переход на новые виды оригинальной и стильной продукции. Сегодня увеличивается количество производителей высококачественных изделий, появляются эксклюзивные серии от производителей, как к примеру серии товаров от изготовителей молочной продукции «Простоквашино», «Домик в деревне», «Большая кружка». Упаковочную продукцию этих известных брендов можно узнать по сочетанию и уникальному подбору цветовой гаммы. Такой рост и переоснащение упаковочной промышленности связан с прямой заинтересованностью непосредственных потребителей в эффективном результате и качественной продукции.
Упаковка — это специальная продукция, предназначенная для обеспечения сохранности различных товаров, материалов и изделий. Основная функция любой упаковки — защита товаров от негативного воздействия окружающей среды и разнообразных механических повреждений.
Современная упаковка квалифицируется по следующим свойствам:
К производству упаковки и ее применению предъявляются специально утвержденные требования и нормативы. Параметры защитной продукции подбираются в зависимости от определенного вида товара, способа его доставки и хранения. Любая качественная упаковка должна сохранять форму, обладать механической прочностью при статических и ударных нагрузках, химической устойчивостью и другими стандартными эксплуатационными характеристиками. Герметичность и надежность — важнейшие свойства упаковочной продукции, которая должна быть минимально проницаема, особенно для некоторых групп товаров, для которых опасно соприкосновение с ультрафиолетовыми лучами и водной средой.
Для некоторых групп товаров утверждены специфические требования и индивидуальные характеристики. Например, для пищевой продукции, фармацевтических товаров и косметики обязательно наличие гигиенического сертификата, подтверждающего соответствие санитарно–гигиеническим нормам, утвержденных в государственных стандартах и нормативах. Наличие такого сертификата является свидетельством того, что упаковка изготовлена из экологически чистых, абсолютно безопасных материалов и комплектующих элементов, в составе которых отсутствуют высокотоксичные вещества. Кроме этого, высококачественная упаковочная продукция в процессе эксплуатации не должна изменять органолептические и физиологические свойства защищаемой продукции. В некоторых видах товаров бытовой химии дополнительно упаковываются функциональные элементы: дозаторы, тампоны, кисточки и другие предметы, предназначенные для улучшения условий применения товаров и изделий. Очень важна запахонепроницаемость и влагостойкость специальных видов упаковочной продукции.